Бандура и вышиванка — символы украинского патриотизма

Проголосовать ПРОТИВ этой записиПроголосовать ЗА эту запись (Оценок нет)
Loading...Loading...

Бандура и вышиванка   символы украинского патриотизма

Технарь по образованию, Александр Савчук, заинтересовавшись народной украинской культурой, собственноручно сделал бандуру и научился играть на этом незаслуженно забытом музыкальном инструменте.

Несколько лет назад Александр Савчук, тоща еще студент третьего курса факультета транспортного машиностроения Харьковского политехнического университета, случайно попал в этнографическую экспедицию в Карпаты. Эта поездка полностью изменила его взгляды на жизнь.

Кобзарская столица
Впервые познакомившись в Карпатах с традиционной украинской культурой и увидев собственными глазами настоящую гуцульскую свадьбу с «троїстими музиками», народными танцами и старинными обрядами, Александр вернулся в Харьков окрыленным и немного обескураженным. «Я приехал и подумал: если Западная Украина — это «троїсті музики» — цимбалы, скрипка, бубен, басоля, то что есть у нас? Неожиданно выяснилось, что Харьков — это столица кобзарства», — вспоминает он.

Это открытие подтолкнуло молодого человека к дальнейшему изучению темы. Это сейчас он может рассказывать о кобзарстве часами, в начале же пути ему пришлось много поработать, чтобы по крупицам собрать информацию. «Я настолько увлекся, что исколесил всю Харьковскую область, собирая информацию о кобзарях. Главными моими собеседниками были бабушки, которые до войны были уже взрослыми и хорошо помнили местных кобзарей. Они встречали меня в красивых вышиванках, кстати купить сорочку вышиванку можно здесь, и часами рассказывали интереснейшие жизненные истории», — рассказывает Александр.

Как он выяснил во время своих многочисленных краеведческих путешествий по Харьковщине, зародившись на Запорожской Сечи, в более поздний период кобзарство стало своеобразной формой адаптации человека в обществе. Ведь известно, что кобзарем мог стать лишь незрячий. Как правило, юношу, который в силу тех или иных причин потерял зрение, отдавали учиться игре на бандуре в пятнадцатилетнем возрасте, чтобы потом, после нескольких лет обучения, он прошел своеобразную инициацию и получил право кобзарствовать и дарить свое искусство людям, тем самым зарабатывая себе на жизнь. Не скрывая восхищения, наш герой увлеченно рассказывает, что некоторые слепые кобзари свои музыкальные инструменты делали собственноручно.

«Мы пробовали, как они звучат. Конечно, такие бандуры не для нашего шумного города, но все же это полноценные музыкальные инструменты, пускай внешне они неправильной формы и выглядят не так уж идеально», — делится впечатлениями молодой человек. К сожалению, история не только харьковских, но и почти всех украинских кобзарей закончилась трагически — в начале 30-х годов прошлого века практически все они были расстреляны. Но Александр уверен — кобзарские традиции, существовавшие на Харьковщине, живы и сегодня.

Оставить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок: